Анонс аналитических материалов
Читайте на следующей неделе
2—6 ноября 2015 г.
|
|
Порядок составления документов по косвенным налогам, взимаемым при ввозе товаров из Евразийского экономического союза в 2015 году, необходимых для представления в налоговый орган
В статье рассмотрены документы, которые необходимо представить в налоговые органы при ввозе товаров из Евразийского экономического союза в 2015 году, приведены примеры заполнения таких документов.
Е.А. Недоступ, юрист
|
|
|
|
Бухгалтерский и налоговый учет проектных работ, выполненных с привлечением субпроектных организаций в 2015 году, у генерального проектировщика
Автором разъяснен порядок бухгалтерского и налогового учета у генерального проектировщика проектных работ, выполненных с привлечением субпроектных организаций в 2015 году.
В.Г. Статкевич, аудитор
|
|
|
|
Применение льгот по налогу на добавленную стоимость в медицине
В материале рассматриваются порядок применения льгот по НДС при реализации лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, порядок применения указанной льготы при осуществлении медицинских услуг и порядок отказа от данной льготы.
Н.Е. Нехай, ведущий аудитор ООО «Аудиторский центр «Эрудит»
|
|
|
|
Продажа автомобиля физическому лицу
В статье автором разъяснен порядок документального оформления сделки по продаже автомобиля физлицу, определения цены реализации, отражения в налоговом и бухгалтерском учете данной операции.
М.Ф. Ярош, экономист
|
|
|
|
Защита интересов добросовестных приобретателей в таможенном законодательстве
В материале описаны общие положения оформления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приведен алгоритм помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Н.А. Дубинский, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»
|
|
|
|
|
Комментарий к постановлению Совета Министров от 14.07.2015 № 592
Указом Президента от 25.04.2015 № 174 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь» внесены изменения в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В целях реализации Указа № 174 было принято постановление Совета Министров от 14.07.2015 № 592 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».
А.В. Баранашник, доцент кафедры политологии Института парламентаризма и предпринимательства, магистр правоведения
|
|
|
|
Сложные ситуации в кадровом учете: кадровые действия при изменении правового статуса работника
В материале автором рассматривается ситуация приема на работу несовершеннолетнего гражданина, достигающего в течение действия трудового договора возраста 18 лет.
В.Э. Самосейко, юрист
|
|
|
|
Порядок ведения трудовых книжек работников. Наиболее распространенные нарушения, допускаемые нанимателями при ведении трудовых книжек
В рекомендации разъяснены наиболее распространенные нарушения трудового законодательства, допускаемые нанимателями при ведении трудовых книжек работников. Даются практические советы по недопущению подобных нарушений, а также приводятся формы документов, которые в определенной ситуации необходимо оформить нанимателю с целью недопущения нарушения трудового законодательства.
А.И. Штейнер, юрист, специалист в области трудового законодательства
|
|
|
|
|
|
|
Ответственность за правонарушения, связанные с представлением статистической информации. Часть 1
В статье анализируются положения действующего законодательства, касающиеся понятия статистической информации, требований к ней и порядку ее представления, полномочий органов государственной статистики и респондентов в установленной сфере деятельности, а также приводится характеристика правонарушений, совершаемых в сфере государственной статистической отчетности.
Авторы акцентируют внимание на фактах нарушений, допускаемых респондентами при составлении и представлении статистической информации.
В.В. Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры
В.М. Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры
|
|
|
|
Заинтересованность должностного лица
В материале раскрываются вопросы уголовно-правового понимания такого признака, как «иная личная заинтересованность». Рассматриваются и анализируются конкретные ситуации, связанные с установлением мотива преступного поведения.
В.В. Хилюта, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, кандидат юридических наук, доцент
|
|
|
|
Охрана коммерческой тайны в договорных отношениях субъектов хозяйствования
Закон от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» радикально изменил регулирование отношений, связанных с охраной коммерчески ценной информации в договорных отношениях. С его принятием в гражданском праве Республики Беларусь появилась новая договорная конструкция — соглашение о конфиденциальности. Статья посвящена анализу этого договора.
С.С. Лосев, кандидат юридических наук, доцент
|
|
|
Нормативная правовая информация
Последние изменения в законодательстве Республики Беларусь
Указ Президента от 26.10.2015 № 441 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь» (рег. № 1/16077 от 26.10.2015)
Коммерческим организациям предоставлено право курсовые разницы, образовавшиеся с 01.08.2015 по 31.08.2015 при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31.12.2016.
Вступает в силу с 28.10.2015 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.08.2015.
Постановление Совета Министров от 26.10.2015 № 897 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932» (рег. № 5/41210 от 27.10.2015)
С 01.11.2015 повысятся ставки вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В частности, ставка вывозной таможенной пошлины за 1 т составит: нефть сырая — 97,1 USD; прямогонный бензин — 82,5 USD; легкие дистилляты — 46,6 USD; дизельное топливо — 46,6 USD; бензины товарные — 75,7 USD; бензол, толуол, ксилолы — 46,6 USD; мазут — 73,7 USD; отработанные нефтепродукты — 73,7 USD; вазелин и парафин — 73,7 USD; битум нефтяной — 73,7 USD.
Вступает в силу с 01.11.2015.
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 20.10.2015 № 60 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах сентября 2015 года в расчете на месяц» (рег. № 8/30324 от 28.10.2015)
На период с 01.11.2015 по 31.01.2016 установлен размер бюджета прожиточного минимума в расчете на месяц: в среднем на душу населения — 1 567 810 Br; трудоспособное население — 1 725 700 Br; пенсионеры — 1 195 080 Br; студенты — 1 515 120 Br; дети в возрасте до 3 лет — 1 007 190 Br; дети в возрасте от 3 до 6 лет — 1 405 460 Br; дети в возрасте от 6 до 18 лет — 1 720 030 Br.
Вступает в силу с 30.10.2015.
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 20.10.2015 № 61 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава» (рег. № 8/30325 от 28.10.2015)
На период с 01.11.2015 по 31.01.2016 установлены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в расчете на месяц: трудоспособное население — 3 197 780 Br; пенсионеры — 2 507 450 Br; студенты — 2 386 930 Br; дети в возрасте до 3 лет — 2 009 730 Br; дети в возрасте от 3 до 6 лет — 2 705 440 Br; дети в возрасте от 6 до 18 лет — 2 738 050 Br; семья из 4 человек — 2 499 270 Br; молодая семья из 3 человек — 2 731 110 Br.
Вступает в силу с 30.10.2015.
Постановление Совета Министров от 21.10.2015 № 881 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578» (рег. № 5/41192 от 23.10.2015)
Внесены изменения в Положение о порядке ограничения или прекращения подачи природного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату. Установлено, что при непоступлении от потребителя оплаты за энергоресурсы по истечении установленного срока газо- и энергоснабжающие организации вводят режим ограничения подачи энергоресурсов либо прекращают их подачу посредством изменения в одностороннем порядке договорных величин потребления энергоресурсов. При этом ограничить или прекратить подачу энергоресурсов даже при наличии просроченной задолженности нельзя организациям здравоохранения и образования, учреждениям соцобслуживания, судам общей юрисдикции, организациям, подчиненным Минобороны, МВД, Госпогранкомитету, ГТК.
При обращении с ходатайством об отсрочке ограничения или прекращения подачи энергоресурсов руководители госорганов, их заместители несут персональную ответственность за принятые обязательства по оплате энергоресурсов.
С 01.01.2016 потребитель платит за энергоресурсы, потребленные более чем на 5 % сверх объемов, измененных газо- и энергоснабжающими организациями в одностороннем порядке относительно договорных величин потребления энергоресурсов, и подтвержденные показаниями счетчиков, с применением повышающего коэффициента 1,5 к тарифам на электро- и (или) теплоэнергию и (или) ценам на природный газ.
В новой редакции изложен перечень потребителей, ограничение или прекращение подачи энергоресурсов которым производится с учетом решения республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию.
Вступает в силу с 25.10.2015.
Постановление Совета Министров от 21.10.2015 № 884 «Об утверждении Положения о порядке проведения комплексного мониторинга естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 1657» (рег. № 5/41195 от 23.10.2015)
Комплексный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием экосистемы на особо охраняемых природных территориях, проводимых в целях оценки их состояния и прогноза развития. Определены задачи мониторинга. Организация и проведение мониторинга будут осуществляться НАН Беларуси совместно с госорганом, в управление которого передана особо охраняемая природная территория, государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление особо охраняемой природной территорией.
Вступает в силу с 01.01.2016.
Постановление Совета Министров от 22.10.2015 № 888 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 1409» (5/41201 от 26.10.2015)
Скорректировано задание по экспорту строительных, инженерных и архитектурных услуг на 2012—2015 годы.
Вступает в силу с 28.10.2015.
Постановление Совета Министров от 22.10.2015 № 889 «О координации международного технического сотрудничества с Европейским союзом» (рег. № 5/41202 от 26.10.2015)
Координационное бюро Программы ТАСИС Европейского союза в Республике Беларусь преобразовано в Центр международной технической помощи Европейского союза в Республике Беларусь. Утверждено Положение о Центре международной технической помощи Европейского союза в Республике Беларусь, в котором определяются его задачи, функции, полномочия и организация деятельности.
Вступает в силу с 29.12.2015.
Постановление Совета Министров от 23.10.2015 № 893 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 1224» (рег. № 5/41205 от 26.10.2015)
Квоты на производство алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, антисептических лекарственных, ветеринарных и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, будут устанавливаться не только на основании заявок юрлиц, но и с учетом расчетной потребности в названной продукции. Установлены дополнительные критерии, которые учитываются при принятии решения об определении и распределении квот на производство алкогольной продукции. Определено, что суммарный объем частей квот на производство по каждому виду алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, антисептических лекарственных, ветеринарных и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, не может превышать расчетной потребности в них, увеличенной на 10 %.
Вступает в силу с 29.01.2016.
Постановление Совета Министров от 23.10.2015 № 895 «О некоторых вопросах в области электроснабжения» (рег. № 5/41213 от 28.10.2015)
В новой редакции изложены Правила электроснабжения. Правила определяют порядок взаимоотношений потребителей электроэнергии (мощности) с энергоснабжающими организациями по заключению, исполнению, изменению, продлению и прекращению договоров электроснабжения, договоров электроснабжения с юрлицами (ИП), имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении блок-станции, условиям снабжения и пользования электроэнергией, организации расчетного учета электроэнергии (мощности), расчетам за электроэнергию (мощность) и ответственности сторон, составлению графиков ограничения и отключения потребителей электроэнергии (мощности), введению в действие режимов ограничения подачи электроэнергии (мощности), отключению электроустановок потребителей от электрических сетей, осмотру органом государственного энергетического надзора электроустановок юрлиц и граждан, в т.ч. ИП, для определения возможности (невозможности) их ввода в эксплуатацию либо возможности (невозможности) их дальнейшей эксплуатации, а также устанавливают порядок и определяют процедуру присоединения электроустановок потребителей электроэнергии (мощности) к электрическим сетям.
Также скорректированы:
- Положение о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева;
- типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов и пользованию лифтом;
- единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
Вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования.
Постановление Совета Министров от 27.10.2015 № 898 «О некоторых вопросах строительства жилых помещений в 2016 году с привлечением средств предприятий» (рег. № 5/41215 от 28.10.2015)
Установлены задания на 2016 год по строительству жилых помещений с привлечением средств предприятий по всем областям и г. Минску.
Вступает в силу с 30.10.2015.
Решение Конституционного Суда от 22.10.2015 № Р-1003/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления торговли физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность» (рег. № 6/1506 от 26.10.2015)
По результатам рассмотрения Закон признан соответствующим Конституции. При этом Конституционным Судом сформулированы правовые позиции, направленные на уточнение конституционно-правового смысла некоторых норм Закона.
Вступает в силу с 22.10.2015.
Постановление Министерства здравоохранения от 12.10.2015 № 102 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110» (рег. № 8/30327 от 28.10.2015)
Скорректированы Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций». Установлено, что общественные туалеты теперь также должны устанавливаться на территории рынков, в торговых и общественно-торговых центрах, в продовольственных магазинах с торговой площадью более 400 кв.м, в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, специализированных и узкоспециализированных магазинах, в т.ч. торгующих мебелью и стройматериалами, с торговой площадью более 600 кв.м. При этом подчеркивается, что на АЗС, в объектах общепита, бытового обслуживания, магазинах при отсутствии в них общественных туалетов должен быть разрешен доступ граждан в служебные туалеты.
Вступает в силу с 03.11.2015.
Постановление Министерства архитектуры и строительства от 20.10.2015 № 28 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2015 г. № 6» (рег. № 8/30328 от 29.10.2015)
Внесены изменения в постановление Минстройархитектуры от 27.02.2015 № 6 «Об установлении перечней жилых домов, строительство и финансирование которых в 2015 году осуществляются с использованием государственной поддержки (включая объекты инженерной и транспортной инфраструктуры к ним)».
Постановление Министерства здравоохранения от 21.10.2015 № 103 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 83» (рег. № 8/30330 от 29.10.2015)
Санитарные нормы и правила устанавливают требования к территории, водоснабжению, водоотведению, освещению, микроклимату, содержанию и эксплуатации производственных, вспомогательных и бытовых помещений, оборудования, личной гигиене работников организаций, осуществляющих производство пищевой продукции.
Вступает в силу с 12.11.2015.
|
|
Аналитический материал
|
|
Реализация товаров в рассрочку в оптовой и розничной торговле
В статье описаны особенности реализации организациями товаров в рассрочку или кредит, в т.ч. порядок признания себестоимости таких товаров в бухгалтерском учете, выручки, полученной от реализации, и отражение в бухгалтерском учете процентов, выплачиваемых покупателями за предоставление рассрочки или кредита. Приведены практические примеры.
С.Н. Козырев, кандидат экономических наук, DipIFR, консультант ООО «Аудиторский центр «Эрудит»
|
|
|
|
Порядок учета генеральным подрядчиком сумм налога при УСН, «перепредъявляемых» заказчику по строительным работам, выполненным субподрядчиком
Автор разъясняет, вправе ли генподрядчик, применяющий общую систему налогообложения, включить в стоимость работ, которую он предъявляет к возмещению заказчику, стоимость работ субподрядной организации, применяющей УСН с уплатой НДС и включающей в акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ сумму налога при УСН по ставке 3 %.
В.Г. Статкевич, аудитор
|
|
|
|
Торговые карты и сертификаты
В материале проанализированы понятие и виды торговых карт и сертификатов, а также особенности их использования в Беларуси.
С.В. Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук
|
|
|
|
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете использования имущества работника в служебных целях
Автор разъясняет порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации операций, связанных с использованием имущества работника в служебных целях, в рамках трудовых отношений, в рамках договора аренды, при применении договора безвозмездного пользования (ссуды).
Н.В. Борисенко, аудитор
|
|
|
|
Особенности отнесения доходов и расходов к внереализационным для целей исчисления налога на прибыль. Часть 1
В статье с приведением практических примеров рассмотрен порядок отнесения доходов и расходов организации к внереализационным для целей исчисления налога на прибыль.
Ю.Г. Кардымон, аудитор
|
|
|
|
Сложные ситуации в кадровом учете: совмещение работы с получением высшего, послевузовского и дополнительного образования
В материале описываются основные правовые нормы, устанавливающие гарантии и льготы для лиц, совмещающих работу с обучением.
А.В. Жук, магистр права, юрист-лицензиат
|
|
|
|
Директива Президента от 11.03.2004 № 1 в новой редакции
Автор комментирует основные изменения и дополнения, внесенные Указом Президента от 12.10.2015 № 420 в Директиву Президента от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
И.С. Ёлкина, юрист
|
|
|
|
|
|
Коллективный договор: содержание, процедура заключения и внесения изменений, контроль за исполнением
В рекомендации рассмотрен вопрос коллективно-договорных отношений в организации: подробно описывается процедура заключения коллективного договора (от ведения коллективных переговоров и разработки проекта до регистрации подписанного договора). Дано разъяснение, на кого он может распространять свое действие. Отдельное внимание уделяется содержанию коллективного договора и контролю за его исполнением, а также действиям сторон при невозможности исполнения обязательств в полном объеме.
А.А. Пощастьева, экономист по труду
В.И. Матохин, юрист
|
|
|
|
Некоторые аспекты использования договора факторинга в предпринимательской деятельности
В статье автором приводится характеристика договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга) и рассматриваются некоторые аспекты его применения в предпринимательской, в т.ч. во внешнеэкономической, деятельности.
А.П. Судас, юрист
|
|
|
|
Новое в порядке отчуждения земельных участков, полученных гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий
В материале рассматривается порядок действий гражданина при отчуждении земельного участка, полученного как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенного на нем жилого дома либо объекта недвижимости, образованного в результате его раздела, слияния или вычленения из него, до истечения 8 лет со дня госрегистрации такого дома (долей в праве собственности на указанные объекты), незавершенного законсервированного строения, расположенного на таком земельном участке.
Редакция ИПС «Нормативка.by»
|
|
|
|
Споры, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств по договору о возмездном оказании услуг
Один из основных вопросов при оказании консультационных услуг — оценка их качества и оформление соответствующих документов, подтверждающих факт надлежащего (ненадлежащего) оказания услуг. Автор на примере из судебной практики показывает, насколько важно полно и детально описать модели предполагаемых услуг не столько с позиции определения их натуральных показателей, сколько с точки зрения построения правовой модели предстоящих услуг.
З.Н. Янович, судья экономического суда Минской области
|
|
|
|
Применение международными арбитражами при разрешении спора торговых обычаев
Торговые обычаи являются не просто одним из регуляторов отношений сторон в сфере международного торгового оборота — такому регулятору зачастую отдается приоритет. Автор считает, что при наличии противоречий между нормами международных публичных унификаций и торговыми обычаями, условиями договора и торговыми обычаями, нормами применимого права и торговыми обычаями у торговых обычаев нет приоритета и они применяются лишь постольку, поскольку ни в международных публичных договорах, ни в условиях конкретной внешнеэкономической сделки, ни в применимом национальном праве нет регламентации соответствующих отношений.
Я.И. Функ, доктор юридических наук, профессор, председатель Международного арбитражного суда при БелТПП
|
|
|
|
|
|