О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь
Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 предусмотрено объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам, — Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.
Хозяйственные суды областей (г. Минска) переименованы в экономические суды областей (г. Минска).
Установлено, что система судов общей юрисдикции состоит:
- из Верховного Суда;
- областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г. Минска);
- районных (городских) судов.
В системе судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды.
В соответствии с Декретом Верховный Суд действует в составе:
- Пленума Верховного Суда;
- Президиума Верховного Суда;
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;
- судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда;
- судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.
С 1 июля 2014 г. упраздняются Военная коллегия Верховного Суда, конференции судей военных судов, квалификационные коллегии судей военных судов и ликвидируются:
- Белорусский военный суд;
- Брестский межгарнизонный военный суд;
- Бобруйский межгарнизонный военный суд;
- Борисовский межгарнизонный военный суд;
- Витебский межгарнизонный военный суд;
- Гродненский межгарнизонный военный суд;
- Минский межгарнизонный военный суд.
О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь
В связи с объединением Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда и переименованием хозяйственных судов областей (г. Минска) в экономические суды областей (г. Минска) Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 установлено считать:
- судей Высшего Хозяйственного Суда судьями Верховного Суда;
- председателей, заместителей председателей и судей хозяйственных судов областей (г. Минска) председателями, заместителями председателей и судьями экономических судов областей (г. Минска).
Удостоверения судей и работников аппаратов Высшего Хозяйственного Суда, хозяйственных судов областей (г. Минска), выданные до вступления в силу Указа, являются действительными до их замены в установленном порядке.
Работники аппаратов военных судов, не являющиеся военнослужащими, до 1 июля 2014 г. подлежат переводу в установленном порядке на иные должности работников аппаратов судов общей юрисдикции.
Вопрос о передаче дел, находящихся в производстве военных судов, разрешается Председателем Верховного Суда или его заместителями.
Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь
Установлено, что с 1 января 2014 г. государственные и частные нотариусы будут наделены единым статусом нотариуса и до 1 июля 2014 г., смогут продолжать осуществлять нотариальную деятельность на основании выданных до 2014 года свидетельств на право занятия нотариальной деятельностью и специальных разрешений (лицензий) на осуществление частной нотариальной деятельности, срок действия которых не истек. Вместе с тем предусмотрено, что для этого нотариус обязан до 1 января 2014 г. вступить в члены Белорусской нотариальной палаты и заключить договор страхования гражданской ответственности на случай причинения им вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия.
Установлено, что за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусы будут взимать нотариальный тариф. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий нотариусами взиматься не будет. Правительством будут установлены ставки нотариального тарифа, а также случаи, когда нотариальный тариф взиматься не будет.
Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 утверждено Положение об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь, которым регулируются статус нотариусов и организационные основы их деятельности в Республике Беларусь. Также вносятся изменения и дополнения в ряд Указов Президента Республики Беларусь.
О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка
Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 527 предусмотрено создание в Республике Беларусь системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности, состоящей из средств системы видеонаблюдения, каналов связи, используемых для передачи зафиксированной информации, оборудования, используемого для приема, обработки и хранения зафиксированной информации, и иного оборудования, используемого для обеспечения функционирования системы видеонаблюдения.
Установлен перечень государственных органов (организаций), наделенных правом пользования данной системой видеонаблюдения. Вместе с тем определено, что к организациям, не являющимся пользователями системы видеонаблюдения, наделенным правом получать информацию, зафиксированную системой видеонаблюдения, относятся суды при рассмотрении конкретного дела и иные организации в соответствии с законодательными актами.
О некоторых вопросах осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь
Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. от № 524, в частности, установлено, что таможенными органами Республики Беларусь в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь осуществляется санитарно-карантинный контроль в части:
- наличия документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), содержащейся (содержащихся) в разделе II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», а также продукции (товаров), в отношении которой (которых) техническими регламентами Таможенного союза предусмотрена оценка соответствия в форме государственной регистрации, в части ее (их) соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям;
- соответствия указанных документов транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам.
Органами пограничной службы Республики Беларусь санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь осуществляется в части визуального осмотра физических лиц и при необходимости опроса о состоянии их здоровья.
О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов
Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. от № 530 создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, формируемая на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иных работников аппаратов общих и хозяйственных судов.
Система органов принудительного исполнения состоит:
- из главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, возглавляющего систему органов принудительного исполнения;
- территориальных органов принудительного исполнения (управлений принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов принудительного исполнения управлений принудительного исполнения).
Общая численность органов принудительного исполнения утверждается Президентом Республики Беларусь.
Указом предусмотрен порядок назначения и освобождения от должности работников органов принудительного исполнения.
Также установлено, что при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника взыскивается (удерживается) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника — физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника — юридического лица — в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.
Установлено, что права и обязанности общих и хозяйственных судов в части исполнительного производства переходят к органам принудительного исполнения в порядке правопреемства с 1 января 2014 г.