Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 2015 г. № 315 «О передаче в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда»
Жилые помещения госжилфонда, занимаемые гражданами по договорам найма жилых помещений госжилфонда или договорам найма жилых помещений коммерческого использования госжилфонда, строительство которых осуществлялось за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), предоставленные в период действия постановления Кабинета Министров от 6 мая 1995 г. № 244 местными исполнительными и распорядительными органами гражданам, не относившимся к категории пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и имевшим право на обеспечение жильем в соответствии с Законом от 22 февраля 1991 г. № 634-XІІ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», по договорам найма жилых помещений госжилфонда либо договорам найма служебных жилых помещений госжилфонда без решения коллегии МЧС и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС (Комитета по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров), передаются до 1 июля 2016 г. в собственность этих граждан на возмездной основе в соответствии с законодательными актами, которыми регулируются вопросы приватизации, при условии, что наниматели и проживающие совместно с ними члены их семей не имеют в населенном пункте по месту нахождения приобретаемого жилого помещения в собственности других жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения); не получали государственной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в виде льготного кредита и (или) одноразовой субсидии; наниматели жилых помещений, являвшихся служебными и включенных в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, установленном в подп. 2.1 Указа Президента от 16 декабря 2013 г. № 563, на 31 марта 2014 г. также имели право на приобретение этих жилых помещений в собственность. Указ вступает в силу с 11 июля 2015 г.
Указ Президента Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № 305 «О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска»
Создана система электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (государственная граница). Перечень пунктов пропуска, въезд в которые может осуществляться с использованием системы электронной очереди, будет установлен Совмином.
С 8 января 2016 г. при выезде из Республики Беларусь очередность пропуска транспортных средств, пересекающих государственную границу, в автодорожные пункты пропуска через государственную границу может устанавливаться посредством использования системы электронной очереди из зон ожидания. Въезд транспортных средств в пункты пропуска из зон ожидания может осуществляться в забронированное в системе электронной очереди время, в порядке очередности без предварительного бронирования времени въезда в пункт пропуска, а также с правом въезда в пункт пропуска вне очереди. За бронирование в системе электронной очереди времени въезда транспортных средств в пункты пропуска взимается плата, размер и порядок взимания которой установит Совмин.
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 июня 2015 г. № 103 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 марта 2014 г. № 58»
Уточняется Инструкция о порядке выдачи свидетельств об аттестации юриста, об аттестации риэлтера, внесения в них изменений, продления срока действия и прекращения действия свидетельств.
Установлено, что в случае отказа в выдаче свидетельства об аттестации риэлтера повторное заявление о выдаче указанного свидетельства с приложением необходимых документов претендентом может быть подано в Минюст не ранее 3 месяцев со дня принятия решения об отказе в его выдаче.
Информация о принятом Комиссией по вопросам оказания юридических услуг решении о выдаче свидетельства об аттестации юриста размещается на сайте Минюста в разделе «Лицензирование» с согласия претендента, содержащегося в заявлении о выдаче свидетельства об аттестации юриста, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Решение Конституционного Суда от 2 июля 2015 г. № Р-989/2015 «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь»
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом (КС) на основании поступившего в КС обращения Республиканского правозащитного общественного объединения «Белорусский Хельсинкский Комитет» о необходимости устранения правового пробела и закрепления в законодательстве Республики Беларусь права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь. В обращении указывается, что в процессуальном законодательстве Республики Беларусь отсутствуют специальные нормы об оказании юридической помощи свидетелям. На практике такой пробел нередко ведет к отказу в предоставлении свидетелям юридической помощи и тем самым к нарушению гарантированных им Конституцией прав. КС рассмотрел обращение и признал необходимым устранение законодателем в УПК пробела в правовом регулировании реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь. Совмину предлагается подготовить соответствующий проект закона о внесении изменений и дополнений в УПК, направленных на регламентацию права свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката при проведении следственных и иных процессуальных действий, и внести проект закона в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания.
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)»
Законное и обоснованное проведение судами процедур экономической несостоятельности (банкротства) способствует обеспечению экономической безопасности в Республике Беларусь, защите трудовых и социальных прав и свобод граждан, имеет важное значение для реализации мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и организации контроля за деятельностью временных (антикризисных) управляющих. В связи с этим Пленум Верховного Суда в целях правильного и единообразного применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) обобщил судебную практику.
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 8 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь»
Уточняется практика применения судами законодательства при рассмотрении дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи).
В частности, установлено, что споры об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) суды рассматривают по правилам искового производства независимо от оснований ареста (во исполнение как постановлений судов и других органов, подлежащих исполнению, так и исполнительных документов, в т.ч. постановлений по делам об административных правонарушениях (ст. 461, 462 ГПК), а также при наложении ареста судьей в порядке применения мер обеспечения иска, описи нотариусом при принятии мер по охране наследственного имущества и др.).
Иски могут быть предъявлены, когда конфискация имущества применена по приговору суда в качестве дополнительной меры наказания, так и в случае, когда имущество конфисковано как орудие преступления или как нажитое преступным путем. Если предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения подлежат конфискации независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся (ч. 1 ст. 6.10 КоАП), защита прав собственника (владельца) возможна путем взыскания убытков с лица, виновного в административном правонарушении (ст. 364 ГК). Иски собственников (владельцев) такого имущества об освобождении его от ареста (исключении из описи) могут быть удовлетворены лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами (например, ч. 3 ст. 6.10 КоАП), либо когда вступившим в законную силу приговором суда или постановлением соответствующих органов установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, завладело имуществом преступным путем. Реализация имущества во исполнение судебных постановлений не является основанием для отказа в принятии искового заявления о признании права собственности на это имущество.
Согласно п. 4 ст. 489, п. 3 ч. 1 ст. 491 ГПК предъявление в суд иска об освобождении от ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, является основанием для приостановления исполнительного производства до вступления в законную силу решения суда по заявленному иску. Для разрешения вопроса о приостановлении исполнительного производства суду следует направлять сообщение в орган принудительного исполнения о предъявленном иске независимо от того, поступала ли такая просьба от истца. Предъявление иска об освобождении от ареста (исключении из описи) имущества не препятствует обращению взыскания на заработную плату и другие виды доходов должника.
Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 17 июня 2015 г. № 8 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2015 г. № 431»
Привлечение эксперта к проведению государственной научной и государственной научно-технической экспертиз производится посредством его выбора, осуществляемого структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по науке и технологиям, направляющим объект экспертизы на экспертизу, по предложению государственного экспертного совета соответствующего профиля. В качестве экспертов к проведению экспертизы могут привлекаться специалисты из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников учреждений высшего образования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных организаций, госорганов (по их представлению), а также иные физические лица, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствующей области науки и техники. Специалисты из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, привлекаемые к проведению экспертизы в качестве экспертов из числа белорусских граждан, должны, как правило, иметь ученую степень, публикации в научных изданиях, патенты на изобретения по профилю объекта экспертизы, научное руководство магистрантами и (или) аспирантами, а также участвовать в реализации госпрограмм научных исследований и (или) научно-технических программ. При отсутствии специалиста необходимого профиля и (или) при многопрофильности объекта экспертизы в качестве экспертов к проведению экспертизы могут привлекаться организации, занимающиеся видами деятельности, соответствующими профилю (профилям) объекта экспертизы. С экспертом, членом государственного экспертного совета соответствующего профиля заключаются гражданско-правовые договоры.
Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 июня 2015 г. № 13 «О некоторых вопросах применения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г.»