Анонс аналитических материалов
Читайте на этой неделе
|
|
Исчисление налога на добавленную стоимость при осуществлении деятельности по предоставлению услуг общественного питания
А.В. Недоступ
|
|
|
|
Порядок взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь. Часть 1
Е.Н. Махота
|
|
|
|
Порядок передачи дел главным бухгалтером
Е.А. Овчинникова
|
|
|
|
Определение налоговой базы для исчисления подоходного налога индивидуального предпринимателя
О.Н. Сушко
|
|
|
|
Безвозмездная (спонсорская) помощь в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300. Часть 2
Л.И. Пиянзина
|
|
|
|
|
Увольнение работника в связи с совершением по месту работы хищения имущества нанимателя. Часть 1
В.Э. Самосейко
|
|
|
|
Новый порядок возмещения расходов при служебных командировках по Республике Беларусь
В.М. Аникович
|
|
|
|
|
Существенные условия договора на выполнение проектных и изыскательских работ
С.Ч. Белявский
|
|
|
|
Признание недействительной крупной сделки хозяйственного общества
В.Л. Полторан
|
|
|
|
Аффилированные лица хозяйственных обществ
В.Ю. Клименко
|
|
|
Нормативно-правовая информация
Последние изменения в законодательстве Республики Беларусь
О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2011 г. № 136
Уточнен порядок проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате в республиканский или местные бюджеты плательщиками (иными обязанными лицами), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этими плательщиками, в т.ч. по средствам государственных целевых бюджетных фондов.
Конкретизировано, что взаимозачет по средствам местного бюджета проводится также главным финансовым управлением местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня.
Неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в автоматизированной системе государственного казначейства, аннулируются территориальным органом государственного казначейства, обслуживающим такого получателя.
О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14 декабря 2011 г. № 200
Исключены предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на следующие товары:
- фарши из говядины и свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины и свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные;
- кровяные и ливерные колбасы; мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных;
- сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 % (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей); соль поваренная пищевая (кроме соли пищевой морской); рыба соленая (семейство сельдевых); кофе, чай.
Указанные товары с 1 ноября 2013 г. исключены из перечня социально значимых товаров и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 сентября 2012 г. № 137
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 103 внесено изменение в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 сентября 2012 г. № 137.
В частности, установлены предельные максимальные отпускные цены на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь.
Об утверждении Положения о порядке использования средств, получаемых Следственным комитетом от сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов
Постановлением утверждено Положение о порядке использования средств, получаемых Следственным комитетом от сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов.
К средствам, получаемым Следственным комитетом от сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов, относятся денежные средства, полученные от операций по сдаче вторичных ресурсов, лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Зачисление денежных средств на текущий счет осуществляется в безналичной форме со счетов юридических лиц на основании установленных законодательством платежных инструкций.
Расходы Следственного комитета на выполнение функций и решение задач в соответствии с законодательством, а также на осуществление сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов подлежат раздельному учету и должны финансироваться за счет средств бюджета и внебюджетных средств соответственно.
Основанием для осуществления расходов внебюджетных средств является смета доходов и расходов внебюджетных средств, составляемая в установленном Министерством финансов Республики Беларусь порядке и утверждаемая Председателем Следственного комитета.
Об установлении тарифов на социальные услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения
Решением Брестского областного исполнительного комитета от 26 августа 2013 г. № 602 установлены тарифы:
- на социальные услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения, входящие в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами;
- социальные услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения, не входящие в перечень, без учета стоимости материалов, используемых при оказании социальных услуг.
О предельных максимальных отпускных ценах на свежие картофель и овощную продукцию
Решением Гомельского областного исполнительного комитета от 5 ноября 2013 г. № 1089 установлены на межсезонный период 2013–2014 года предельные максимальные отпускные цены на свежие картофель и овощную продукцию, реализуемые из стабилизационных фондов (запасов), без налога на добавленную стоимость на условиях франко-назначения.
О предельных максимальных отпускных ценах на свежие картофель и овощную продукцию
Решением Брестского областного исполнительного комитета от 1 ноября 2013 г. установлены предельные максимальные отпускные цены на свежие картофель и овощную продукцию урожая 2013 года на период с ноября 2013 г. по 31 мая 2014 г.
О внесении изменений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 23 августа 2011 г. № 34
Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 22 октября 2013 г. № 26 внесены изменения в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 23 августа 2011 г. № 34, которым установлена форма квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов.
О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2012 г. № 669
Уточнены квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к независимым директорам и иным членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям.
Установлено, что лица, в отношении которых специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь принято решение о соответствии квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю, главному бухгалтеру банка, их заместителям, признаются соответствующими требованиям, предъявляемым к членам коллегиального исполнительного органа банка, в течение пяти лет со дня вступления в силу Постановления.
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях»
В новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-З «О республиканских и местных собраниях».
Закон дополнен положением, согласно которому запрещается прямое или косвенное участие иностранных государств и иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства в финансировании и другой материальной помощи при подготовке и проведении местных собраний.
В Законе определены положения, детализирующие механизм подготовки и проведения местных собраний, закрепляющие порядок их созыва и проведения.
О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений
Дополнения и изменения внесены в Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ «Об общественных объединениях».
Установлено, что при ликвидации общественного объединения, союза по решению их высшего органа в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации общественного объединения, союза ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) в письменной форме уведомить об этом соответствующий регистрирующий орган с приложением копии такого решения с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, назначении ликвидационной комиссии, ее составе или назначении ликвидатора.
Сведения о том, что общественное объединение, союз находятся в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований их кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Дополнения и изменения внесены в Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ «О политических партиях».
Установлено, что в случае преобразования общественного объединения в политическую партию высший орган общественного объединения принимает решения о преобразовании общественного объединения в политическую партию, преобразовании организационных структур этого общественного объединения в организационные структуры политической партии либо об их ликвидации, о порядке распоряжения денежными средствами и иным имуществом общественного объединения в связи с преобразованием его в политическую партию. После принятия указанных решений высший орган общественного объединения приобретает статус высшего органа политической партии и осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом.
Об утверждении перечня юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности
Постановлением утвержден перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности.
Постановление призвано обеспечить реализацию ст. 3 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», установившей ограничения на применение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности.
|
|
|
Аналитический материал
|
|
Безвозмездная (спонсорская) помощь в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300. Часть 1
В настоящее время предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи — достаточно частое явление. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, получаемой от источников в Республике Беларусь, является Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Государство, стремясь поддержать и развить институт спонсорства, предоставляет ряд налоговых преференций для организаций, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь. На практике у организаций (спонсоров) возникает ряд вопросов, касающихся порядка налогообложения, использования налоговых льгот и бухгалтерского учета при оказании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Л.И. Пиянзина
|
|
|
|
Учет и налогообложение материальной помощи
Многие организации оказывают своим работникам материальную помощь при наступлении определенных событий. При этом возникают вопросы: на основании чего это может происходить, как оформляется, а также каков порядок налогового и бухгалтерского учета указанной материальной помощи?
О.Н. Бортошик
|
|
|
|
Порядок учета и использования контрольных (идентификационных) знаков
Для обеспечения экономической безопасности государства, защиты интересов граждан Республики Беларусь, а также предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей в Республике Беларусь применяется маркировка отдельных групп товаров контрольными (идентификационными) знаками. В статье рассмотрен порядок приобретения и списания бухгалтерского учета и использования контрольных (идентификационных) знаков.
Н.Н. Метельская
|
|
|
|
Порядок исчисления экологического налога в части платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Экологический налог представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности, и призван стимулировать природопользователей на сокращение такого воздействия. Часто организациям сложно исчислять экологический налог, т.к. требуется применять множество нормативных и технических документов, вести документацию в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также при исчислении экологического налога необходимо учитывать ряд особенностей. В статье описан порядок исчисления экологического налога в части платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
О.Ю. Савина
|
|
|
|
Комментарий к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 ноября 2010 г. № 37/85
В статье описан порядок реализации или возврата поставщикам образовавшихся остатков алкогольных напитков, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий в случае прекращения действия, аннулирования или отказа в продлении срока действия специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.
П.В. Хроменко
|
|
|
|
|
Порядок разрешения, учета коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей с 10 ноября 2013 г.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 октября 2013 г. № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке учета возникших коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей» установлен порядок учета коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей на территории Республики Беларусь с 10 ноября 2013 г.
В рекомендации рассмотрен данный порядок и приведены примеры оформления выписки из протокола собрания работников о требованиях к нанимателю, уведомлений о возникновении коллективного трудового спора и о создании трудового арбитража.
Е.Н. Махота
|
|
|
|
Способы мотивации и стимулирования труда работников
В материале описаны способы мотивации и стимулирования труда работников, повышения его производительности, эффективности.
Рассмотрены финансовые и нефинансовые способы мотивации.
А.И. Штейнер
|
|
|
|
|
Правовые особенности аренды строительной техники: транспортных средств, машин и механизмов
В статье рассматриваются вопросы правовой квалификации договоров, опосредующих аренду строительной техники (транспортных средств, машин и механизмов), особенности их условий, а также специфика исполнения. Приводятся примеры из судебной практики.
С.Ч. Белявский
|
|
|
|
Индивидуальная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю
Материал посвящен основаниям и процедуре привлечения работников к индивидуальной материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю, и содержит образцы необходимых документов. Автор также рассматривает особенности договоров о полной материальной ответственности.
А.И. Штейнер
|
|
|
|
Комментарий к ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Автором комментируются особенности привлечения к административной ответственности за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка, а также реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, установленную ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Д.В. Семашко
|
|
|
|
|
Видеоканал Нормативка.by
28 ноября
Тема выпуска — «Особенности заключения типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда».
Смотрите интервью с Александром Владимировичем Жуком, юристом-лицензиатом, магистром права.
Вопросы, обсуждаемые в интервью:
- нормативные правовые акты, регулирующие вопросы заключения договора найма;
- условия заключения договора найма;
- права и обязанности наймодателя и нанимателя;
- ответственность сторон договора найма;
- случаи расторжения договора найма;
- другие актуальные вопросы, возникающие на практике.
Более подробный материал на тему «Особенности заключения типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда» будет опубликован в декабрьском номере профессионального ежемесячного журнала для экономистов «Планово-экономический отдел», а также доступен в Библиотеке бухгалтера на портале Бухгалтер.by.
2 декабря
Тема выпуска — «Передача дел в архив организации».
Смотрите интервью с Натальей Томашевной Непевной, начальником управления кадров Белорусского государственного университета, старшим преподавателем.
Основные вопросы, обсуждаемые в интервью:
- дела, подлежащие передаче на хранение в архив организации;
- требования, предъявляемые к оформлению дел при подготовке к передаче на хранение в архив организации;
- алгоритм подготовки дел к передаче в архив организации.
Более подробный материал на тему «Передача дел в архив организации» доступен на портале Кадровик.by.
|
|
|